Женские инициации

Пробуждение спящей красавицы
Иван Билибин. Иллюстрация к книге: «Сказки русской бабушки» 1933г.
Народная сказка — переработанный древний миф, глубоко и мощно воздействует на ребенка и взрослого.
Так сложилось, что в самом начале моего становления как психолога я встретилась со сказкотерапией. Это направление так меня увлекло, что я погрузилась в темы сказок очень глубоко.

Это было естественным продолжением моего развития, так как в первой профессии я очень много занималась мифологий и историй религий. А так как каждая народная сказка является переработанным древним мифом, я осознавала, насколько глубоко и мощно ее воздействие на ребенка и взрослого.

Я встречалась со многими специалистами, чье представление о мощи воздействия народной сказки на психику совпадало с моим и углубляло мое понимание того, как это можно использовать в работе.

Оказалось, что этот метод отлично работает и в терапии зависимостей, и в психосоматике, и в семейной терапии.

Одной из глубинных и основных тем сказок является тема инициаций.

С древних времен человек понимал, что на протяжении жизни он проходит несколько важных этапов и что задачи и смыслы на этих этапах очень отличаются друг от друга. Также в традиционном обществе существовало глубокое понимание того, что переход из одного этапа жизни в другой — это сложный кризисный момент для человека.

Для того чтобы такой переход был более осознанным и человек вступал в новый этап жизни более подготовленным, как бы настроенным, существовала разработанная система ритуалов перехода — инициаций.

Инициации были отдельно мужскими и женскими. У разных народов они могли сильно отличаться друг от друга, от многолетних изнурительных испытаний и ограничений свободы у девочек до изгнаний из общины и необходимостью выжить в дикой природе в течение года у мальчиков.

Прошедшие испытание проходили ритуалы перехода, где в свою очередь опять приходилось сталкиваться с физической болью и демонстрировать свою выносливость и мужество. Одним из последних ритуалов, уходящим в глубокую древность, остается свадьба. И белые одежды невесты — это отзвуки ритуала похорон в погребальном саване в старом качестве девушки, за которым следовало переодевание в красные одежды, как бы рождение в новом качестве женщины. Красный цвет символизировал сексуальность и плодородие. А вот волосы, например, нужно было после свадьбы навсегда спрятать от посторонних глаз.

Так как в древности не было учебников и популярной литературы, и вообще никаких носителей информации, кроме мифа, все сознание целого народа отражалось и сохранялось в мифологии. Как бы впечатывалось в него, как в матрицу. А сказка — это переработанный в поколениях миф. Поэтому так важно рассказывать детям народные сказки. Маленьким — сказки именно своего народа. Детям постарше — сказки народов мира, а время авторских сказок наступает еще позже.

В своей психотерапевтической работе я часто сталкиваюсь с тем, что человек, живя внешне взрослой жизнью, внутри остаётся во многом «недозревшим» до нее.

Так девушка может уже жить отдельно, сама зарабатывать, но постоянно оглядываться на мнение папы или мамы, как будто она не получила разрешения от них на свою отдельную жизнь.

Или женщина замужем уже и парочка детей имеется, а сексуальные отношения с мужем — как будто без удовольствия, как будто перед мамой стыдно. И здесь вспоминается ритуал благословения родителей на брак, на счастье в нем, и на секс в том числе, который до этого момента был под родительским и социальным запретом.

Таким образом, момента перехода, ритуала, внутреннего переформатирования на новый этап жизни очень не хватает. К тому же родители часто и не инициируют этот переход, особенно с единственным или младшим ребенком, так как в этом случае им самим приходиться столкнуться с переходом в другой этап жизни, напоминающий об увядании и потери власти. И тогда эту задачу человеку приходится решать самому с помощью психолога.

Психотерапия , во многом, и является некой инициацией как для женщины, так и для мужчины.

Для проживания такого перехода и инициации время от времени я провожу тренинг «Пробуждение спящей красавицы». При подготовке к нему я использую одноименную книгу гештальт-терапевта Риммы Ефимкиной. На занятии мы попробуем определить, на какой фазе женского развития, согласно народным сказкам мы находимся:
  • девочка
  • девушка
  • тайная жена
  • лже-жена
  • воцарившаяся женщина
  • старуха — злая колдунья, конкурирующая с молодой женщиной
  • старуха — Ведунья, Шаманка
В формате встречи я рассказываю, какие этапы проходит женщина в отношениях с мужчиной и в своем развитии, и о том, какие сложности ее поджидают на этом пути.

Обсуждаем задачи развития женщины на каждом этапе. В тренинг так же входят групповые упражнение с обсуждением, личные сессии и Ритуал перехода как женская инициация.

Трудно передать, какая глубокая работа происходит на самом тренинге и потом в личной работе после него.

Понимание, как важно уметь переходить из одной фазы жизни в другую, какие сложности и задачи ждут на каждом этапе, заключенные в культурных кодах народных сказок «вшиваются»в наше бессознательное и являются проводниками в кризисных жизненных ситуациях.

Анжелика Мамченко