Этот отрывок из стихотворения Клариссы Пинколы Эстес «At the Getes of the City of the Storyteller God» напечатанный в ее книге «Бегущая с волками». Женский архетип в мифах и сказаниях», в образной форме и очень точно передает суть психотерапевтической работы с использованием сказок.
В наши дни сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Телепередачи, газетные и журнальные статьи пестрят рассказами об использовании сказок в психологической и педагогической практике. Воспитатели детских садов, учителя психологи все чаще обращаются к сказочному материалу в своей работе.
Корректирующие возможности сказкотерапии очень велики, как и в связи с глубиной сказочного материала, который сам по себе является образным и метафоричным, так и с привлечением в эту методику терапевтических возможностей воздействий цвета, музыки, упражнений телесно-ориентированной терапии, использования костюмов, элементов психодрамы, куклотерапии, рисунков клиентов и т.д.
Клиентская сказка, по сравнению со всеми другими видами сказок, применяемых в психотерапии, является, на мой взгляд, наиболее ценной в вопросах диагностики. Она создает масштабное проективное поле клиента, причем, обычная в ситуации диагностики тестовая тревожность значительно снижается, и, по сравнению с обычной диагностикой, сводится к минимуму, часто возникающая в психологической работе, боязнь клиента, попасть в ситуацию оценки специалистом его состояния, способностей или, того хуже, «нормальности».
В психологической работе с клиентской сказкой работают все три основных фактора психотерапевтического воздействия в арт-терапии:
- фактор художественной экспрессии;
- фактор психотерапевтических отношений;
- фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Методика, с которой я работаю в группе по цветной сказкотерапии - удивительно простая и эффективная методика сочинения клиентом своих сказок. Автор ее Надежда Огненко. Заключается она в том, что
клиент сочиняет свою сказку, используя разнообразные предметы определенного цвета.Метод привлекателен с одной стороны, своей простотой, а с другой, удивительной глубиной. Он позволяет клиенту очень быстро и в то же время очень бережно проникнуть в свой внутренний мир, а затем, каким-то поистине волшебным образом, развернуть его вовне, в свой жизненный сценарий, причем, делая это играя, перебирая в руках и разглядывая всяческие цветные штучки: брошки, пуговички, лоскутки ткани, кусочки бумаги.
Сам процесс перебирания и разглядывания, раскладывания перед собой создает поистине медитативное состояние, состояние погруженности в себя и в тот цвет, к которому потянулась твоя душа.
Использование музыкального сопровождения и атмосферы работы в группе помогает создать особый настрой для творчества. Важную роль в создании особенного сказочного состояния имеет применение в преддверии сочинение сказки упражнения телесно-ориентированной терапии.
Большой помощью клиенту и терапевту служит схема сочинения сказки. Клиенту она намечает некие опорные пункты в его истории и помогает выстроить логику повествования.
Для терапевта определяет основные характеристики, из которых он может исходить, анализируя сказку:
- выбор главного героя (отношение автора к самому себе),
- описание места, в котором живет герой (состояние автора),
- желание или мечта, которую хочет осуществить главный герой (мечта самого автора, осознает он это или нет),
- описание препятствий и трудностей, которые встретятся герою на пути к мечте (стойкие установки самого автора, правила и нормы поведения),
- как справляется с ними герой, помогает ли ему кто-то, препятствует кто-то (стиль поведения самого автора в проблемных ситуациях),
- достижение цели (информация о системе ценностей автора и его умении или неумении добиваться успеха),
- трансформация состояний главного героя (говорят о духовном росте, о глубоких внутренних переменах, могут носить и деструктивный характер).
Таким образом, в ходе сочинения и рассказывания сказки ярко проявляется актуальное состояние клиента, обнаруживаются стратегии и тактики его взаимодействия с окружающей средой, и даже сценарии его жизни.
Все это помогает терапевту и самому клиенту выявить его слабые, уязвимые стороны, и одновременно понять, что является его сильным, ресурсным потенциалом.
Сочинить свою сказку по этой схеме вы можете и сами или попробовать делать это иногда со своим ребенком. Только важно быть предельно деликатно и не задавать ему много вопросов. Смыслы сказки и сами будут работать в его бессознательном.
Анжелика Мамченко