Отыгрывание детских сценариев – как причина тревожных расстройств

Иллюстрация: Эдвард Мунк. Крик.
Национальная галерея. Осло.
Очень часто в работе с клиентами я сталкиваюсь с таким явлением, как цикличность неприятностей в жизни. То есть в их жизни практически нет длительных периодов спокойного ровного состояния, когда нужно справляться только с повседневными делами и теми задачами, которые ты сам себе наметил.

Нет, в их жизни обязательно случаются всякие происшествия. Бурный семейный скандал, по причинам, которые потом никто не может вспомнить, — это самый безобидный вариант. Чаще — это алкогольные или прочие срывы, позорные истории с сильным переживанием стыда, внезапные болезни или проблемы у близких или даже травмы и аварии.

Часто такие клиенты рассказывают, что они предчувствовали что-то «нехорошее» перед событием. А если с ними работаешь в долговременной терапии, понимаешь, что периодически у них наблюдается нарастание тревоги без всяких причин, и они находятся в состоянии ожидания неприятностей.

Нередко в этих случаях, при более глубоком погружении в переживания и историю клиента, обнаруживается, что в детстве он рос в условиях, когда с определенной периодичностью кто-то из значимых взрослых в семье устраивал для ребенка эмоционально очень тяжелую, нервную, невыносимую ситуацию.

Это могли быть пьяные скандалы отца (или по выходным, или по праздникам), периодические истерические припадки матери с обвинениями ребенка в чем угодно – плохой учебе, беспорядке в комнате, в плохом присмотре за младшими детьми и так далее, вплоть до того, что это, мол, из-за ребенка что-то не ладится в семье. Это мог быть страх перед старшим братом, который, приезжая из командировок, по просьбе матери устраивал разбор полетов...

Набор «катастроф» можно перечислять бесконечно. Главный смысл в том, что ребенок в такой ситуации находится в постоянном напряжении и ожидании наказания или нервного потрясения, которое невозможно проконтролировать или избежать, так как он живет с эмоционально неустойчивыми взрослыми.

Таким образом, эти люди с раннего детства привыкают жить по определенному эмоциональному сценарию:
  • Проблема, стресс, встряска.
  • Обнуление напряжения. (плохое уже случилось).
  • Некоторое время затишье, покой.
  • Нарастание напряжения, тревоги, катастрофических ожиданий .
  • Катастрофа, срыв, скандал, стресс.

И далее по кругу.

Жизнь в таком режиме очень выматывает. Огромное количество жизненной энергии уходит на эмоциональное отыгрывание этого круга. Сил на достижения, творчество, созидание не хватает.

В терапии появляется возможность проанализировать источники напряжения, встать в мета-позицию, то есть позицию наблюдения за собственной жизнью и способами действий.

Это и есть осознавание, то есть то, что дает нам возможность выбора: продолжить бегать по кругу тревоги и стресса или выйти из него, понимая, что ты уже не ребенок и можешь сам создавать эмоциональный фон своей жизни.

В этой точке терапевт может помочь наработать способы и приемы, как не делать новый виток по кругу, как научиться включать другие конструктивные механизмы, вместо привычных старых. И даже — как использовать высвободившуюся энергию, научиться управлять ею и сделать свою жизнь более управляемой, а себя — более устойчивым в этом меняющемся мире.

Анжелика Мамченко